Современные технологии. Как эффективно преподавать иностранные языки?
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Современные технологии. Как эффективно преподавать иностранные языки? 04.09.2020

Современные технологии. Как эффективно преподавать иностранные языки?

Ирина Ларионова – старший преподаватель кафедры иностранных языков Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Почётный работник общего образования, один из авторов линии учебников по английскому языку издательства «Русское слово».О важности иностранного языка как учебного предмета и современных образовательных технологиях, применяемых в обучении английскому языку, рассказывает Ирина Ларионова – старший преподаватель кафедры иностранных языков Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Почётный работник общего образования, один из авторов линии учебников по английскому языку издательства «Русское слово».

Почему изучение иностранного языка – важная составляющая общего образования?

Язык – это дополнительное средство расширения кругозора. Совместно с изучением родного языка иностранный помогает лучше понять общечеловеческие способы речевого общения, способствует воспитанию нравственных качеств личности. На уроках иностранного языка формируются речевые механизмы, развиваются межличностные отношения. В устной речи, письме, чтении развиваются речевые автоматизмы, навыки и умения, слуховое и зрительное восприятие. Воздействует язык и на познавательные функции, формирование логики мышления, способствует развитию познавательных функций психики, тренирует разные приёмы запоминания.

Изучение иностранного языка связано с накоплением разнообразной информации, и это развивает культуру умственного труда. Процесс изучения способствует развитию важных черт характера личности. На занятиях развиваются индивидуальные способности. Кроме того, иностранные языки находятся в ряду дисциплин, которые приобщают к мировой культуре и истории, поднимают общекультурный уровень. Чтобы применять иностранный язык во всех сферах общения, необходимо научиться понимать логику поведения носителей этого языка, образ мышления, поведенческие реакции. При это не стоит забывать, что знание иностранного языка – это результат большого личного труда.

Как эффективно преподавать иностранные языки? Какие современные технологии обучения иностранному языку существуют?

Иностранные языки. Предметный разделИзвестный специалист в области лингвистики и методики преподавания иностранных языков С.Г. Тер-Минасова отмечает, что с недавнего времени изучение языка стало более функционально: «Небывалый спрос потребовал небывалого предложения. Неожиданно для себя преподаватели иностранных языков оказались в центре общественного внимания: легионы нетерпеливых специалистов в разных областях науки, культуры, бизнеса, техники и всех других областей человеческой деятельности потребовали немедленного обучения иностранным языкам как орудию производства».

В такой ситуации проблема использования эффективной методики преподавания иностранных языков в школе крайне важна. Решить эту проблему возможно с помощью современных образовательных технологий. Современной можно назвать технологию, которая будет удовлетворять следующим требованиям:

— активно вовлекает учащихся в познавательную деятельность;

— создает условия для сотрудничества и коммуникативного взаимодействия;

— является продуктивной (ориентирована на достижение конкретного результата);

— являться развивающей (быть нацеленной не только на достижение предметных, но и метапредметных и личностных результатов).

К некоторым современным технологиям можно отнести:

— проектную деятельность;

— исследовательскую деятельность;

— технологию развития критического мышления;

— кейс-метод;

— мультисенсорные технологии;

— информационные и коммуникационные технологии.

Современные технологии обучения иностранным языкам отличаются интерактивностью. Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии обучающихся с учебным окружением. Учебная среда выступает как реальность, в которой учащийся находит себя как область осваиваемого опыта, причём речь идет не просто о подключении его наблюдений, жизненных впечатлений в качестве вспомогательного материала или иллюстративного дополнения. Опыт обучаемого – это центральный активатор учебного познания. Роль учителя резко меняется при использовании интерактивных форм. Преподаватель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой их них он организует взаимодействие учеников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта преподаватель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы обучающихся, осуществляет грамотный инструктаж, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора он налаживает взаимодействие детей с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций, создаёт «коммуникативное поле» и т.д.).

Учитель может применять не только ныне существующие интерактивные формы и методы, а также разработать новые в зависимости от цели занятия, т.е. активно участвовать в процессе совершенствования, модернизации учебного процесса. Например, общение на иностранном языке в средней и старшей школе реализуется в разыгрывании ситуаций реального общения в виде ролевых игр. Участвуя в таких играх, обучающие могут увидеть практическую значимость изучения английского языка. Это становится их мотивом к деятельности. В результате применения игровых технологий обучения достигаются следующие цели обучения:

  • усиливается мотивация к изучению предмета;
  • стимулируется познавательная деятельность;
  • активизируется мыслительная деятельность;
  • прочнее запоминается фактическая информация;
  • формируется ассоциативное запоминание;
  • формируется коммуникативная компетенция.

УМК по английскому языку

В настоящее время идет смещение акцента в процессе обучения иностранному языку на деятельность учащегося и формирование автономии последнего как его личностной характеристики.

Эффективно реализовать эти подходы позволяет, в частности, формирующее оценивание.

Что можно сказать о процессе оценивания?

Система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования. При этом имеет место:

— оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;

— оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;

— оценка динамики учебных достижений;

— использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само‑ и взаимоценки и др.)

— сочетание внутренней и внешней оценки;

— накопительная система оценки индивидуальных достижений;

— использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;

— уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; оценка методом «сложения»;

— интерпретация результатов на основе контекстной информации;

— критериальное оценивание преобладает над нормированным.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия с предметным содержанием, выполняемые обучающимися.

В чем особенности портфолио учащихся как метода оценивания?

С точки зрения современных подходов к оцениванию, одним из набирающих популярность методов оценивания является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В УМК по английскому языку имеется большое количество различных материалов, позволяющих организовать работу учащихся по самоанализу и самооценке на разных этапах обучения. В портфолио учеников начальной школы рекомендуется включать выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных как в ходе обязательных занятий, так и в ходе факультативов; систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.д.); материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

— поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

— поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

— развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

— формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Таким образом, портфолио позволяет оценить и проанализировать не только предметные, но и метапредметные результаты, достигнутые обучающимися.

Что Вы пожелаете коллегам, начавшим новый учебный год?

Конечно, все немного волнуются, каким будет этот учебный год в нынешних условиях, но бояться не стоит, просто важно грамотно спланировать свою работу. Я желаю коллегам здоровья, профессионального любопытства, оптимизма и удачи.

Без чего нельзя представить урок иностранного языка?


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: