Каким должен быть современный школьный учебник по обществознанию?
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Каким должен быть современный школьный учебник по обществознанию? 27.07.2021

Каким должен быть современный школьный учебник по обществознанию?

По статистике ежегодно около 40 процентов выпускников школ выбирают экзамен по обществознанию для поступления в вузы. Очевидно, что подготовка к ЕГЭ по обществознанию, как и изучение этого предмета для успешной взрослой жизни, невозможна без учебника. Каким, по мнению педагогов, школьников и их родителей, должен быть современный качественный учебник по обществознанию? Он должен учитывать сложившиеся педагогические традиции, а также последние достижения в области общественных наук, актуальные тенденции и реалии современной жизни. Он должен быть написан доступным для подростков языком, хорошо иллюстрирован, обеспечивать подготовку к экзаменационным испытаниям и развивать практические умения, необходимые школьникам в будущем.

Каким должен быть современный школьный учебник по обществознанию?Образцом такого учебника в полной мере является «Обществознание» под научной редакцией доктора исторических наук, профессора, декана факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова Вячеслава Никонова (издательство «Русское слово»). Линия учебников для 6–11 классов соответствует ФГОС, Примерной основной образовательной программе, Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание», допущена Министерством просвещения Российской Федерации к использованию при реализации программ общего образования (№ 1.1.2.3.3.3.1–1.1.2.3.3.3.4 и № 1.1.3.3.5.3.1 в действующем Федеральном перечне). Эти учебники стали победителем Национального конкурса «Книга года – 2019» в номинации «Учебник XXI века», а также были отмечены Национальной премией «Лучшие книги и издательства года – 2019».

«Это принципиально новая линейка. Мы её написали очень быстро. Почему нам удалось сделать это быстро и лучше других? Потому что на факультете есть специалисты по всем общественным дисциплинам. Причём очень хорошие специалисты, которые понимают психологию студентов, школьников, старшеклассников», – рассказал Вячеслав Никонов.

Авторский коллектив новых учебников по обществознанию издательства «Русское слово» включает учёных, специалистов в области общественных наук, преподавателей факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова. В их числе доктор экономических наук Марианна Кудина, доктор юридических наук Иван Лексин, кандидат философских наук Людмила Логунова, доктор философских наук Юрий Петрунин, доктор политических наук Галина Пушкарева, доктор социологических наук Марина Рыбакова, доктор философских наук Лариса Судас, кандидат экономических наук Ирина Чурзина. Каждый из авторов при подготовке учебников отвечал за те темы, которые входят в зону его профессиональной компетенции. Методический аппарат учебников создан Татьяной Коваль – кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником Института стратегии развития образования РАО.

Концепция курса основана на устоявшихся достижениях комплекса общественных наук: социологии, экономики, философии, психологии, политологии, культурологии, юриспруденции. Учебники этой линии содержат обширный материал по многим проблемным вопросам современного общественного развития. В них отражены последние тенденции происходящего в стране и мире. При этом уделено большое внимание реализации межпредметных связей.

Марианна Кудина, доктор экономических наук, профессор, заместитель декана по научной работе факультета государственного управления МГУ, ответственный редактор и один из авторов линии учебников по обществознанию для 6–11 классов под научной редакцией В.А. Никонова«Мы старались, чтобы в курсе были отсылки к истории, литературе... Ведь обществознание сегодня не может существовать отдельно от всех других наук… Конечно, мы хотим, чтобы представители нашего будущего поколения вырастали яркими осознанными личностями, чтобы нынешние дети стали достойными гражданами нашей страны. Чтобы они ставили перед собой вопрос не "Что я могу получить от этого мира?", а "Что я могу дать этому миру и этой стране?"», – говорит доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики инновационного развития факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, научный руководитель Центра инновационного проектирования Марианна Кудина.

Курс включает несколько содержательных линий: человек, общество, социальные нормы, духовная сфера общества, социальная сфера общества, политическая сфера общества, право, экономическая сфера общества. Учебники отличаются разнообразием основного и дополнительного материала. Система вопросов и заданий составлена ко всем компонентам параграфа, включая иллюстративный ряд (рубрики «Разрешаем спор», «Работаем в группах», «Анализируем социальную информацию», «Размышляем над проблемой», «Работаем над проектом» и др.). Творческие задания, предлагаемые в учебниках, выступают не только средством развития креативных способностей учащихся, но и самостоятельной познавательной активности, умения учиться, планировать и организовывать свою деятельность.

«Сегодня востребовано творчество, и оно предполагает нетривиальные решения, выход за рамки рационального. Я думаю, учителя со мной согласятся: дети, которые мыслят нетривиально, всегда выгодно выделяются на общем фоне. Мы поощряем тех школьников и студентов, которые выходят за рамки привычной логики. Ещё момент: наша задача при создании учебника была научить детей учиться, причём учиться всю жизнь. По-другому в современном мире сегодня нельзя. Как только ты немного отстал, сделал передышку, ты уже что-то упустил. Мы говорим об интеллектуальном потенциале, и у детей воспитываем эту творческую составляющую. И в учебниках мы пытались сделать акцент на ней, сформировать в соответствии с ней картину мира и осознание своего места в нём», – продолжает Марианна Кудина.

Формируй социальный опыт смолоду! Каким сегодня должно быть изучение обществознания в школе?УМК по обществознанию готовит ученика к жизни в обществе, предоставляя широкий набор методических приёмов и технологий для формирования функциональной грамотности. На страницах учебников представлены материалы для развития у школьников финансовой, политической, правовой, социальной грамотности. Например, в параграфах и заданиях к ним рассматриваются такие вопросы, как уплата налогов, банковские услуги и страхование, государственное устройство России и права граждан, социальные нормы, вопросы профориентации и многое другое. «Несомненным достоинством учебников является обращение к социальному опыту учащихся, что представляется весьма важным, так как одно из назначений курса "Обществознание" способствовать социализации школьников», отмечает Светлана Сокольникова, ведущий редактор издательства «Русское слово».

Важно отметить, что учебники, по признанию авторов, делались полностью «с чистого листа». «Мы не находились в плену у собственных прежних работ, которые могли бы помешать нам создать что-то действительно современное и актуальное… Общая беда учебников по обществознанию, которые выпускались долгие годы в нашей стране, – это слабая систематизация, наличие большого количества устаревших и часто недостоверных данных. Мы постарались эти проблемы в нашей работе учесть и от них избавиться», – пояснил заведующий кафедрой правовых основ управления факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, профессор Иван Лексин.

В условиях пандемии особую остроту приобрел вопрос организации дистанционного обучения. УМК «Обществознание» обладает богатым потенциалом для обучения в дистанционном формате. Электронная форма учебника полностью воспроизводит содержание печатного учебника с соответствием нумерации страниц, а также содержит дополнительные материалы и функции, позволяющие учителю применять новые методы работы. В ней предусмотрены интерактивные и мультимедийные элементы, гиперссылки, задания для контроля и самоконтроля. «В их эффективности и качестве уже смогли убедиться выпускники 2020 года, вынужденные осваивать школьную программу и готовиться к ОГЭ и ЕГЭ в дистанционном режиме», – говорит Юрий Кочеров, методист издательства «Русское слово».

Предметный раздел "Обществознание"Между тем вопрос дистанционного обучения актуален и в нынешнем учебном году, как и вопрос выбора литературы для подготовки к экзаменам. «Этот учебник самый современный из учебников по обществознанию, и он не лучший, он единственный из учебников по данной дисциплине, по которому можно полноценно подготовиться к экзаменационным испытаниям. Мы надеемся, что его будут использовать абитуриенты. Он получился не самым простым с точки зрения изложения определённых тем, но полезность его для подготовки, безусловно, высока. Удачи всем, кто будет его использовать!» – сказал Иван Лексин.

УМК включает, помимо учебников в печатной и электронной формах, программы курсов, рабочие программы, рабочие тетради и методические пособия. Подробную информацию об учебниках по обществознанию для 6–9 и 10–11 классов, выпущенных издательством «Русское слово», и о компонентах УМК можно получить на официальном сайте издательства в предметном разделе, посвященном обществознанию. Здесь также можно найти нормативные и методические материалы для учителя, интерактивные тесты для школьников, видеозаписи авторских лекций, интервью, семинаров и вебинаров и другую актуальную информацию как для школьников, так и для педагогов, преподающих обществознание по учебникам под научной редакцией Вячеслава Никонова или по другим учебникам, входящим в действующий Федеральный перечень.


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: