Чтение – лучшее учение. Вятские педагоги оценили учебники «Русского слова»
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Чтение – лучшее учение. Вятские педагоги оценили учебники «Русского слова» 28.09.2021

Чтение – лучшее учение. Вятские педагоги оценили учебники «Русского слова»

Издательство «Русское слово» получило письмо из г. Кирова (Вятки). В нём руководители областной литературно‑журналистской студии Елена Наумова и Марина Карпова дали оценку новым учебникам издательства по литературному чтению на родном (русском) языке Н.Е. Кутейниковой, О.В. Синёвой и Л.В. Дудовой. Почему эти учебники могут стать навигаторами для библиотекарей в море современной детской литературы? Как они помогут учителям начальной школы увлечь детей чтением и воспитать талантливых читателей?

Литературное чтение на родном русском языке

Чтение – вот лучшее учение!

В нашу литературно-журналистскую студию каждый год приходят новые школьники, и, к своему удивлению и сожалению, мы часто слышим, что читают они – умницы и умники – только фэнтези и мистику, причём зарубежную. Главный вопрос, на который мы вновь и вновь пытаемся найти ответ: почему к средним классам школы у ребят не сформировался интерес к русской литературе? Даже у тех, кто хочет читать и учиться работать со словом. В поисках ответа на этот вопрос мы и прочитали от корки до корки новые учебники «Литературное чтение на родном (русском) языке» для начальной школы, вышедшие в издательстве «Русское слово».

Осуществляя свой масштабный проект, авторы-составители Наталья Евгеньевна Кутейникова, Ольга Владимировна Синёва и Людмила Васильевна Дудова следовали пушкинской заповеди «И чувства добрые я лирой пробуждал». Названия разделов и уроков настраивают на разговор учителя и ученика о том, как важно расти добрым и верным человеком. «Счастье моё – мама», «Папа – мой лучший друг», «Дружба – это чудо из чудес», «Помогая, приобретаешь друзей» и другие, просто, но точно сформулированные темы ребята будут изучать по произведениям и классиков, и современных поэтов и писателей.

Авторы-составители так отобрали произведения, что в учебниках представлен весь спектр современной литературы для детей. Именно эта особенность новых учебников привлекла наше внимание. Во-первых, уважение и даже восхищение вызывает объём изученной авторами-составителями современной литературы для детей. На встрече с библиотекарями всех школьных библиотек города Кирова, мы поняли, что эти учебники станут навигаторами для библиотекарей в море современной детской литературы, помогут понять, какие новые книги нужно приобрести в школьную библиотеку в помощь учителю и для внеклассного чтения.

Во-вторых, радует качественный отбор авторов и их произведений. Регулярно участвуя в писательских встречах, фестивалях, чтениях, мы хорошо знакомы с современными авторами и с их произведениями. Знания и вкус профессиональных филологов помогли Наталье Кутейниковой, Ольге Синёвой и Людмиле Дудовой выбрать стихи и прозу, без сомнения, достойные учебников. А системный подход к использованию произведений в рамках четырёхлетнего учебного периода (с 1 по 4 класс) сформирует учебно-познавательную мотивацию. Содержание произведений Владислава Бахревского, Марины Дружининой, Ирины Краевой, Владимира Крупина, Юнны Мориц, Анастасии Орловой, Сергея Георгиева, Елены Наумовой, Михаила Лукашевича и других авторов вызывают стремление узнать новые факты, проникнуть в суть явлений, обдумать новые чувства и переживания. А методический аппарат учебников направлен на формирование и закрепление стремления проявлять интеллектуальную активность, думать, рассуждать, преодолевать трудности в процессе понимания прочитанного. В результате рождается самое главное – и это не радость от выполненного задания и отличной оценки, а увлечение самим процессом ЧТЕНИЯ!

В интернет-источниках уже много отзывов об учебно-методическом комплексе «Литературное чтение на родном (русском) языке». Рассуждения директора КОГОБУ «Средняя школа пгт Вахруши» (Кировская область) Игоря Олина, опубликованные в онлайн-журнале «7×7 – Горизонтальная Россия», подтвердили важность цели – формировать с первого класса увлечение чтением именно русской литературы, прививать вкус и к русской классике, и к современной российской литературе: «Вятской (нижегородской, рязанской) [можно и нужно перечислять дальше названия всех регионов России – авт.] поэзии (прозы, живописи, культуры) в представлениях многих нет совсем не потому, что у нас нет талантливых мастеров, – у нас талантливых слушателей (читателей, зрителей) дефицит» (И. Олин).

Новый УМК Натальи Евгеньевны Кутейниковой, Ольги Владимировны Синёвой и Людмилы Васильевны Дудовой поможет талантливым учителям начальной школы воспитать талантливых читателей, слушателей, зрителей.

Руководители областной литературно-журналистской студии –
Наумова Елена Станиславовна, член Союза писателей России,
Карпова Марина Васильевна, член Союза журналистов России

Подробнее ознакомиться с линией учебников по литературному чтению на родном (русском) языке для начальной школы, а также с другими продуктами издательства «Русское слово» можно на официальном сайте и в интернет-магазине.


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: