Внимательно читаем ФГОС! Как достичь образовательных результатов на уроках биологии?
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку новостей
15.04.2022
Внимательно читаем ФГОС! Как достичь образовательных результатов на уроках биологии?
Внимательно читаем ФГОС! Как развивать функциональную грамотность на уроках обществознания?

Внимательно читаем ФГОС! Как достичь образовательных результатов на уроках биологии?

В тексте обновлённого ФГОС основного общего образования, утверждённого приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287, особое внимание уделяется достижению обучающимися образовательных результатов. Как это влияет на изучение предмета «Биология» и какие учебники выбрать учителю биологии, чтобы его подопечные успешно достигли всех прописанных в стандарте результатов?

Отвечая на этот вопрос, мы предлагаем внимательно прочитать новый ФГОС ООО и в контексте стандарта рассмотреть линию учебников «Биология» для 5–9 классов, выпущенную издательством «Русское слово» под научной редакцией доктора биологических наук, профессора биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, члена-корреспондента РАН Е.А. Криксунова.

Учебники «Биология» подготовлены в полном соответствии с требованиями нового ФГОС основного общего образования, Примерной основной образовательной программы основного общего образования и Примерной рабочей программы по биологии. В них реализован линейный принцип построения курса. Содержание, характер изложения материала и методический аппарат этих учебников помогают учителю организовать самостоятельную работу учеников на каждом уроке. Это позволяет реализовать системно-деятельностный, практико-ориентированный подходы в обучении и обеспечивает возможность достижения предметных, метапредметных и личностных результатов согласно ФГОС.

Внимательно читаем ФГОС! Как достичь образовательных результатов на уроках биологии?Внимательно читаем ФГОС! Как достичь образовательных результатов на уроках биологии?Что касается предметных результатов, то содержание учебника позволяет их достичь в полной мере. Материал отличается научностью и излагается от простого к сложному, учитывая при этом возраст школьников. Знакомство с основными понятиями биологической науки происходит на основе представлений о целостности организма, взаимосвязанности строения и функционирования органов и систем органов. Большое внимание уделяется значению эволюционных преобразований.

Достижение метапредметных результатов обучения, как известно, осуществляется путём овладения обучающимися универсальными учебными действиями (УУД). Согласно ФГОС к ним относятся:

— базовые логические действия (выделять существенные признаки объектов и явлений, устанавливать существенный признак классификации, устанавливать причинно‑следственные связи и последовательность событий и т.д.);

— базовые исследовательские действия (формулировать вопросы; выдвигать гипотезы; проводить наблюдения, измерения, эксперименты по предложенному плану);

— работа с информацией (осуществлять поиск информации в различных источниках и оценивать её достоверность, выбирать оптимальную форму для предоставления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, рисунками, таблицами).

Предлагаем ознакомиться с примерами заданий, направленных на овладение перечисленными УУД.

Внимательно читаем ФГОС! Как достичь образовательных результатов на уроках биологии?

Задания исследовательского характера, представленные в учебниках, формируют у школьников умения научно объяснять явления, процессы, оценивать и применять методы научного познания живой природы, интерпретировать данные и доказательства с научной точки зрения, формулировать выводы. Выполняя лабораторные работы, ученики приобретают экспериментальные навыки. Стоит отметить, что в  учебниках «Русского слова» по биологии предложены инструктивные карточки выполнения лабораторных работ, планы проведения исследований и проектов, перечислены общие требования к оформлению таких работ.

Внимательно читаем ФГОС! Как достичь образовательных результатов на уроках биологии?Внимательно читаем ФГОС! Как достичь образовательных результатов на уроках биологии?Работа с дифференцированными заданиями учебника обеспечивает сформированность когнитивных навыков, позволяют развивать у обучающихся навыки само- и взаимоконтроля, осуществлять рефлексию и коррекцию результатов своей деятельности. Такая работа учит взаимодействовать сверстниками, во время работы в группах, и со взрослыми, которые могут оказать помощь при овладении новыми знаниями и видами учебных действий.

Биологическое образование обладает большим воспитательным потенциалом, что теснейшим образом связано с достижением личностных результатов по ФГОС. Знание биологии способствует развитию у детей и подростков представлений о взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов природы, о важности гармоничных взаимоотношений в системе «человек – природа» и о жизни как величайшей ценности. Предметные знания также позволяют школьникам осознанно сделать выбор в пользу здорового образа жизни. Таким образом, осуществляемое при обучении биологии воспитание помогает сформировать у школьников определённую систему ценностных отношений к окружающей действительности, способствует развитию разных сторон личности.

Учебник по биологии – важный инструмент достижения образовательных результатов в контексте обновлённого ФГОС ООО.

Юлия Фокина, методист издательства «Русское слово»

Линии учебников по биологии для 5–9 и 10–11 классов выпущены издательством «Русское слово» под научной редакцией доктора биологических наук, профессора биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, члена-корреспондента РАН Е.А. Криксунова.

Учебники включены в действующий Федеральный перечень. Подробная информация доступна на сайте издательства «Русское слово» и в интернет‑магазине.

Обратите внимание на возможность методической поддержки педагогов, осуществляемой в форме бесплатных вебинаров.

Биология

ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
Все вебинары