В тексте обновлённого ФГОС основного общего образования, утверждённого приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287, особое внимание уделяется достижению обучающимися образовательных результатов. Как это влияет на изучение предмета «Биология» и какие учебники выбрать учителю биологии, чтобы его подопечные успешно достигли всех прописанных в стандарте результатов?
Отвечая на этот вопрос, мы предлагаем внимательно прочитать новый ФГОС ООО и в контексте стандарта рассмотреть линию учебников «Биология» для 5–9 классов, выпущенную издательством «Русское слово» под научной редакцией доктора биологических наук, профессора биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, члена-корреспондента РАН Е.А. Криксунова.
Учебники «Биология» подготовлены в полном соответствии с требованиями нового ФГОС основного общего образования, Примерной основной образовательной программы основного общего образования и Примерной рабочей программы по биологии. В них реализован линейный принцип построения курса. Содержание, характер изложения материала и методический аппарат этих учебников помогают учителю организовать самостоятельную работу учеников на каждом уроке. Это позволяет реализовать системно-деятельностный, практико-ориентированный подходы в обучении и обеспечивает возможность достижения предметных, метапредметных и личностных результатов согласно ФГОС.
Что касается предметных результатов, то содержание учебника позволяет их достичь в полной мере. Материал отличается научностью и излагается от простого к сложному, учитывая при этом возраст школьников. Знакомство с основными понятиями биологической науки происходит на основе представлений о целостности организма, взаимосвязанности строения и функционирования органов и систем органов. Большое внимание уделяется значению эволюционных преобразований.
Достижение метапредметных результатов обучения, как известно, осуществляется путём овладения обучающимися универсальными учебными действиями (УУД). Согласно ФГОС к ним относятся:
— базовые логические действия (выделять существенные признаки объектов и явлений, устанавливать существенный признак классификации, устанавливать причинно‑следственные связи и последовательность событий и т.д.);
— базовые исследовательские действия (формулировать вопросы; выдвигать гипотезы; проводить наблюдения, измерения, эксперименты по предложенному плану);
— работа с информацией (осуществлять поиск информации в различных источниках и оценивать её достоверность, выбирать оптимальную форму для предоставления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, рисунками, таблицами).
Предлагаем ознакомиться с примерами заданий, направленных на овладение перечисленными УУД.
Задания исследовательского характера, представленные в учебниках, формируют у школьников умения научно объяснять явления, процессы, оценивать и применять методы научного познания живой природы, интерпретировать данные и доказательства с научной точки зрения, формулировать выводы. Выполняя лабораторные работы, ученики приобретают экспериментальные навыки. Стоит отметить, что в учебниках «Русского слова» по биологии предложены инструктивные карточки выполнения лабораторных работ, планы проведения исследований и проектов, перечислены общие требования к оформлению таких работ.
Работа с дифференцированными заданиями учебника обеспечивает сформированность когнитивных навыков, позволяют развивать у обучающихся навыки само- и взаимоконтроля, осуществлять рефлексию и коррекцию результатов своей деятельности. Такая работа учит взаимодействовать сверстниками, во время работы в группах, и со взрослыми, которые могут оказать помощь при овладении новыми знаниями и видами учебных действий.
Биологическое образование обладает большим воспитательным потенциалом, что теснейшим образом связано с достижением личностных результатов по ФГОС. Знание биологии способствует развитию у детей и подростков представлений о взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов природы, о важности гармоничных взаимоотношений в системе «человек – природа» и о жизни как величайшей ценности. Предметные знания также позволяют школьникам осознанно сделать выбор в пользу здорового образа жизни. Таким образом, осуществляемое при обучении биологии воспитание помогает сформировать у школьников определённую систему ценностных отношений к окружающей действительности, способствует развитию разных сторон личности.
Учебник по биологии – важный инструмент достижения образовательных результатов в контексте обновлённого ФГОС ООО.
Юлия Фокина, методист издательства «Русское слово»
Линии учебников по биологии для 5–9 и 10–11 классов выпущены издательством «Русское слово» под научной редакцией доктора биологических наук, профессора биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, члена-корреспондента РАН Е.А. Криксунова.
Учебники включены в действующий Федеральный перечень. Подробная информация доступна на сайте издательства «Русское слово» и в интернет‑магазине.
Обратите внимание на возможность методической поддержки педагогов, осуществляемой в форме бесплатных вебинаров.