Внимательно читаем ФГОС! Как решить задачу преемственности школьного филологического образования?
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Внимательно читаем ФГОС! Как решить задачу преемственности школьного филологического образования? 26.04.2022

Внимательно читаем ФГОС! Как решить задачу преемственности школьного филологического образования?

Внимательно читаем ФГОС! Как развивать функциональную грамотность на уроках обществознания?

Обновлённый Федеральный государственный стандарт начального общего образования в первой же статье утверждает необходимость преемственности образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Нельзя сказать, чтобы эта задача, поставленная стандартом, была новой. На протяжении десятилетий необходимость такой преемственности обсуждалось учительским сообществом на конференциях, заседаниях, методических объединениях и других форумах. Писались и защищались диссертации по этой проблеме.

Но вот обновленный Федеральный государственный стандарт, который вводится с сентября 2022 года, вновь ставит эту задачу. Значит, она все ещё актуальна, и её решение – одна из основных проблем современного этапа развития образования.

Авторы УМК «Литературное чтение» (Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова) системы «Начальная инновационная школа» и УМК «Литература» (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев) издательства «Русское слово» ещё на стадии создания учебников ставили и пытались решить задачу преемственности филологического образования в школе.

ЛИНИЯ УЧЕБНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1—4 КЛАССОВ

Для нас было очевидно, что основа такой преемственности – единые принципы, подходы и приёмы работы со словом в 1–9 классах, которые реализуются с учётом развивающегося читательского опыта школьников.

Постепенно сложилась единая система таких подходов. Параллельно шла работа со словом по трём направлениям: слово в языке; слово в собственной речи; слово в художественном тексте. От класса классу менялась сложность заданий каждого из направлений, и уже на новом этапе читательского опыта мы вновь ставили перед учащимися задачу обратиться к слову в собственной речи, предлагая им создавать доступные для каждой возрастной группы собственные тексты.

Ещё одна грань преемственности, тоже нашедшая отражение в учебниках с 1 по 9 классы, – это преемственность методических рубрик. Рубрика «Слово в художественном тексте», которая является основной в начальной школе, остаётся в формате «Живое слово» (5–9 классы), а затем плавно сменяется рубрикой в «Мире художественного слова автора» (5–8 классы), которая трансформируется в рубрику «В художественном мире произведения» (9 класс).

Далее система работы со словом в среднем звене развивается в рубриках «Минуты творчества» (5–7 классы) и «Исследовательский проект» (7–9 классы), приводя учащихся к необходимости не только понимать прочитанные произведения, но и создавать собственные художественные, критические и исследовательские тексты.

Так постепенно с 1 по 9 класс формируется и развивается единая система работы со словом, с художественным текстом, которая и создает ту преемственность в обучении, которая является одним из основных требований обновлённого ФГОС.

Борис Меркин, кандидат педагогических наук,
доцент, один из авторов учебников «Литературное чтение»

Линии учебников «Литературное чтение» (авторы – Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова) и «Литература» (авторы – Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев) издательства «Русское слово» соответствуют требованиям ФГОС начального и основного общего образования и включены в действующий Федеральный перечень.

Более подробная информация об этих линиях доступна на сайте издательства «Русское слово» в предметных разделах «Начальная школа» и «Литература».

ЛИНИЯ УЧЕБНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: