Читая обновлённый ФГОС, учителя русского языка и литературы не могут не почувствовать диссонанса между предлагаемым новым пониманием результата образования и практикой преподавания предмета «Литература». Давайте разберёмся. В отечественной системе образования литература как школьный предмет всегда связывалась, прежде всего, с идеей формирования духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения. Она занимала ведущее место (ведущее – обратите внимание!) «в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, становлении основ их миропонимания и национального самосознания» (см. Примерную рабочую программу основного общего образования «Литература» (для 5‑9 классов образовательных организаций), одобренную решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.).
В общей характеристике нашего учебного предмета в Примерной рабочей программе ООО обновлённых ФГОС отмечены предметные особенности: «литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно‑эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим». Как видим, в этих положениях проявляется преемственность обновлённого стандарта по отношению к стандарту первого поколения и глубже – по отношению к программам советского периода. Здесь всё понятно. Традиционно литература воспринималась как предмет воспитывающий, формирующий нравственные ориентиры личности.
Сохраняя метапредметность как ключевую идею стандартов, обновлённый ФГОС выдвигает новую идею – формирование функциональной грамотности обучающихся. Смысл её сводится примерно к такой формулировке: функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Эта идея выдвигается как новый результат образования. Мы видим, что новый термин объединяет в себе все группы планируемых результатов и является вообще мерой оценки качества жизни человека, акцентируя внимание на включенности человека в социум. Здесь есть над чем подумать. В этой статье мы и стараемся уточнить своё понимание того нового, что предложено в обновлённых ФГОС.
Что значит быть функционально грамотным по отношению к «Литературе»? Сегодня мы говорим уже не о грамотности, а о грамотностях: прежде всего, это значит формировать навыки читательской грамотности. Признаём, что чтение в современной жизни не является культурной потребностью. И отказ от чтения как возможности личностного роста происходит уже в школе. Дети читают отрывочно, ориентируясь на информационный «улов», словно общаются с обезличенным источником информации. Книга становится предметом потребления. Именно в таких условиях учитель призван формировать навыки читательской грамотности.
Само понятие «читательская грамотность» в российском образовании ещё недавно определялось направлением международных исследований:
— PIRLS: читательская грамотность – способность понимать письменную речь во всем разнообразии её форм для целей, определяемых обществом и/или ценных для индивида;
— PISA: читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Вчитаемся в определение читательской грамотности, предлагаемой PISA, и увидим, что глагол «использовать» прежде всего указывает на функциональные, прикладные аспекты работы читателя с текстом. Увидим, что речь идёт об информации, а не о художественной литературе. Ведь в PISA оценивают умение читать тексты нехудожественные, находить в них информацию; а в России «основным объектом изучения литературы является литературное произведение в его жанрово‑родовой культурной специфике» (см. Примерную рабочую программу основного общего образования «Литература»), и на ЕГЭ для анализа предлагаются тексты морально-этической тематики, а не информационный текст. Что же получается: есть художественное произведение с его эмоциональностью, метафоричностью, многозначностью и есть информационный текст, без признаков образного искусства? Именно так. И оба вида текстов заключены под одной обложкой учебника литературы. И с обоими типами текстов учитель-словесник будет работать по-разному. Основные ориентиры в работе с текстом сформулированы в Концепции читательской грамотности, принятой ФИОКО в 2018 году.
Как мы помним, основу этой работы составляют четыре группы умений:
1) находить и извлекать информацию;
2) интегрировать и интерпретировать информацию;
3) осмысливать и оценивать содержание и форму текста;
4) использовать информацию из текста. Информационные тексты (а в учебнике литературы это биографические, литературоведческие, историко‑литературные тексты) позволяют формировать читательские умения с опорой на эту классификацию.
Сложнее с текстами художественными. На первый взгляд, создаётся впечатление, что к предмету «Литература» функциональная грамотность не имеет отношения, особенно содержание четвёртой группы читательских действий. Что и как можно использовать для практических целей, прочитав художественный текст? Пожалуй, нельзя. И функциональное чтение не формируется на уроках литературы. Но нельзя и отрицать того, что читающий человек способен смотреть на мир шире, думать глубже, примерить на себя другие роли и чужой опыт, быть интереснее для других. И в этом смысле читатель может что‑то «использовать». Конечно, формулируя предметные и метапредметные результаты по курсу литературы, учитель-словесник наполнит четыре группы читательских умений содержанием, отражающим специфику нашего предмета. Очевидно, что в своей основе классификация групп читательских умений относится и к чтению художественных текстов. Операции осмысления содержания текста, его интерпретации, оценки строятся на единых для читателя базовых логических действиях: выявлять и характеризовать существенные признаки художественных текстов, литературных героев, литературных направлений, этапов историко‑литературного процесса, классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа и др.
Ведь и само понятие «грамотность», введённое ЮНЕСКО в 1957 году, распространяется на все виды текстов и связано не только с чтением, но и письмом. В процессе чтения специалисты выделяют момент восприятия, декодирования информации, момент осмысления, понимания информации и этап создания своего текста, вторичного или оригинального. Всё сказанное относится в равной мере и к информационным, и к художественным текстам. Функциональная грамотность проявляется/ не проявляется в общении человека со средой. С одной стороны, учитель-словесник призван дать ученику опыт использовать навыки чтения и письма для активного взаимодействия с социумом, адаптация в котором невозможна без навыков переработки информации. С другой стороны, от наших усилий будет зависеть, станет ли наш выпускник читателем или потребителем информации.
Уточняя для себя содержание нового понятия «функциональная грамотность» на современном этапе, мы понимаем, что оно чётко соответствует задачам обучения литературе. Быть грамотным читателем – это значит уметь читать разные тексты по-разному и на разных носителях, уметь осознавать цели чтения и выбирать соответствующие стратегии, уметь перерабатывать информацию в личностно значимые установки и создавать тексты разного формата.
Об основах читательской грамотности, о навыках работы с информацией вы также можете прочитать в пособиях И.В. Муштавинской, И.О. Загашева «Интеллектуальный конструктор: ступени к проекту».
Елена Виноградова,
ведущий методист издательства «Русское слово»,
автор методических пособий
В каталоге издательства «Русское слово» представлены две разные линии учебников по литературе для основного общего образования: «Литература» Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева и «Литература» А.В. Гулина, А.Н. Романовой, А.В. Фёдорова. Для 10–11 классов выпущена линия учебников «Литература» С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (базовый и углублённый уровни). Все перечисленные учебники соответствуют ФГОС и включены в Федеральный перечень.
Вы можете бесплатно ознакомиться с электронной версией учебников в течение 14 дней, скачав на сайте издательства приложение «Библиотека "Русского слова"».