Внимательно читаем ФГОС! Как решить задачу преемственности школьного филологического образования?
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку новостей
26.04.2022
Внимательно читаем ФГОС! Как решить задачу преемственности школьного филологического образования?

Внимательно читаем ФГОС! Как развивать функциональную грамотность на уроках обществознания?

Обновлённый Федеральный государственный стандарт начального общего образования в первой же статье утверждает необходимость преемственности образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Нельзя сказать, чтобы эта задача, поставленная стандартом, была новой. На протяжении десятилетий необходимость такой преемственности обсуждалось учительским сообществом на конференциях, заседаниях, методических объединениях и других форумах. Писались и защищались диссертации по этой проблеме.

Но вот обновленный Федеральный государственный стандарт, который вводится с сентября 2022 года, вновь ставит эту задачу. Значит, она все ещё актуальна, и её решение – одна из основных проблем современного этапа развития образования.

Авторы УМК «Литературное чтение» (Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова) системы «Начальная инновационная школа» и УМК «Литература» (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев) издательства «Русское слово» ещё на стадии создания учебников ставили и пытались решить задачу преемственности филологического образования в школе.

ЛИНИЯ УЧЕБНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1—4 КЛАССОВ

Для нас было очевидно, что основа такой преемственности – единые принципы, подходы и приёмы работы со словом в 1–9 классах, которые реализуются с учётом развивающегося читательского опыта школьников.

Постепенно сложилась единая система таких подходов. Параллельно шла работа со словом по трём направлениям: слово в языке; слово в собственной речи; слово в художественном тексте. От класса классу менялась сложность заданий каждого из направлений, и уже на новом этапе читательского опыта мы вновь ставили перед учащимися задачу обратиться к слову в собственной речи, предлагая им создавать доступные для каждой возрастной группы собственные тексты.

Ещё одна грань преемственности, тоже нашедшая отражение в учебниках с 1 по 9 классы, – это преемственность методических рубрик. Рубрика «Слово в художественном тексте», которая является основной в начальной школе, остаётся в формате «Живое слово» (5–9 классы), а затем плавно сменяется рубрикой в «Мире художественного слова автора» (5–8 классы), которая трансформируется в рубрику «В художественном мире произведения» (9 класс).

Далее система работы со словом в среднем звене развивается в рубриках «Минуты творчества» (5–7 классы) и «Исследовательский проект» (7–9 классы), приводя учащихся к необходимости не только понимать прочитанные произведения, но и создавать собственные художественные, критические и исследовательские тексты.

Так постепенно с 1 по 9 класс формируется и развивается единая система работы со словом, с художественным текстом, которая и создает ту преемственность в обучении, которая является одним из основных требований обновлённого ФГОС.

Борис Меркин, кандидат педагогических наук,
доцент, один из авторов учебников «Литературное чтение»

Линии учебников «Литературное чтение» (авторы – Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова) и «Литература» (авторы – Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев) издательства «Русское слово» соответствуют требованиям ФГОС начального и основного общего образования и включены в действующий Федеральный перечень.

Более подробная информация об этих линиях доступна на сайте издательства «Русское слово» в предметных разделах «Начальная школа» и «Литература».

ЛИНИЯ УЧЕБНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
Все вебинары