Внимательно читаем ФГОС! Как связаны метапредметные и предметные образовательные результаты в обучении немецкому языку?
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку новостей
18.05.2022
Внимательно читаем ФГОС! Как связаны метапредметные и предметные образовательные результаты в обучении немецкому языку?
Внимательно читаем ФГОС! Какие метапредметные образовательные результаты важны для современного мира?

Согласно обновлённому ФГОС ООО метапредметные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать:

— овладение универсальными учебными познавательными действиями;

— овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;

— овладение универсальными учебными регулятивными действиями.

Развитие конкретных умений, входящих в каждую из данных групп УУД, осуществляется, конечно же, не на пустом месте, а на предметном содержании, способствуя тем самым и развитию отдельных предметных умений.

Немецкий язык

Рассмотрим несколько примеров заданий из учебников «Немецкий язык. Второй иностранный язык» издательства «Русское слово» для основной школы, позволяющих развивать отдельные предметные и метапредметные умения. Линия учебников включена в Федеральный перечень учебников согласно Приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря 2020 года № 766.

Универсальные учебные познавательные действия включают базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работу с информацией.

Немецкий язык. Второй иностранный язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций Немецкий язык. Второй иностранный язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций

Среди базовых логических действий значится такое умение, как умение «делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях». При этом один из предметных результатов по учебному предмету «Второй иностранный язык» – осуществление «дедуктивных и индуктивных умозаключений, в том числе умозаключений по аналогии в отношении грамматики изучаемого языка». Что может помочь в достижении данных результатов? Например, применение индуктивного метода обучения грамматике и задания на словообразование. Индуктивный метод предполагает анализ обучающимися примеров с новой грамматической структурой и формулирование правила. Таких заданий достаточно много на страницах учебников, что позволяет систематично отрабатывать данный навык на протяжении всего обучения в основной школе. Выполнение заданий на образование новых слов предполагает действия по аналогии: опираясь на предложенный пример, ученики сами стараются создать новые слова на немецком языке.

Немецкий язык. Второй иностранный язык: учебник для 6 класса общеобразовательных организацийНемецкий язык. Второй иностранный язык: учебник для 6 класса общеобразовательных организацийРабота с информацией предполагает, например, «умение выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления». Различают следующие формы представления информации: текстовая, числовая, графическая, звуковая, видеоинформация. На страницах УМК информация представлена как отдельными формами, так и их комбинациями: например, электронные письма, числовые таблицы, карты, запрещающие знаки, интегрированные в электронную форму учебника аудиозаписи и видеофрагменты. Работа с информацией разных форм представления позволяет достигать предметные результаты в области аудирования, смыслового чтения, лексики и грамматики и др.

Универсальные учебные коммуникативные действия предполагают развитие навыков общения и совместной деятельности. Система заданий учебников по немецкому языку предоставляет обучающимся множество возможностей для выражения своего мнения по выбранной теме и участия в дискуссиях, мозговых штурмах, коммуникативных играх. Достигаемые при этом предметные результаты направлены на «овладение фонетическими навыками», употребление «в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций», умение «вести разные виды диалога», а также формирование умения «рассматривать несколько вариантов решения коммуникативной задачи в продуктивных видах речевой деятельности».

Немецкий язык. Второй иностранный язык: учебник для 6 класса общеобразовательных организацийНемецкий язык. Второй иностранный язык: учебник для 8 класса общеобразовательных организацийУниверсальные учебные регулятивные действия предполагают развитие навыков самоорганизации, самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других. Развитию навыков самоконтроля будет способствовать выполнение заданий из рубрики Das können Sie jetzt!, самостоятельная работа с рабочими тетрадями и ЭФУ; развитию эмоционального интеллекта помогают задания на понимание своих эмоций и ролевые игры, которые позволяют ученикам взглянуть на ситуацию под другим углом зрения. Предметные результаты могут варьироваться в зависимости от сути заданий: например, могут развиваться навыки письменной речи или говорения.

Отдельно следует сказать о вовлечении школьников в проектную деятельность. В учебниках представлены разнообразные проектные задания, которые способствуют как достижению метапредметных результатов (умение «самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования…», умение «публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта)»), так и предметных (умение «представлять результаты выполненной проектной работы объемом 7–9 фраз»).

В заключение подчеркнём, что в УМК «Немецкий язык. Второй иностранный язык» уже интегрированы задания, позволяющие достигать метапредметные результаты посредством работы с предметным содержанием. Проекты, дискуссии, игры, диалоги, опросы, задания на выражение мнения, несплошные тексты – всё это направлено не только на изучение самого языка, но и на развитие общепредметных умений, необходимых для жизни.

Наталья Слепова,
методист издательства «Русское слово», автор пособий

Узнать подробнее о линии учебников по немецкому языку как второму иностранному издательства «Русское слово», а также о линиях по английскому и китайскому языкам можно на сайте издательства в специальном предметном разделе, посвящённом иностранным языкам. Все перечисленные учебники соответствуют ФГОС и включены в Федеральный перечень.

ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
Все вебинары