26106

1. ͪМЫ ͷ ТУРИСТЫ! МЫ ͷ В ПОХОД!ͫ Прогулка-поход с детьми старшего дошкольного возраста Время проведения: осень. Место проведения: прогулка в лесной зоне, за пределами территории детского сада. Задачи: совершенствовать физические качества и двигательные навыки детей; углублять и расширять знания детей об окружающем мире, природе; воспитывать любовь и бережное отношение к природному окружению; взаимодействовать с родителями воспитанников. Оборудование: рюкзаки и бутылочки с кипячёной водой на каждого ребёнка, мячи, скакалки, ведёрки, канат, карта маршрута. Содержание прогулки Организационный момент. Построение группы на участке детского сада, краткое сообщение о маршруте. Обсуждение с детьми правил поведения в походе: двигаться вместе со всеми, не отставать; автомобильные дороги переходить парами по пешеходному переходу и только на зелёный сигнал светофора; на привале не отходить далеко от поляны, не есть ягоды. Игра «Что возьмём с собой в поход?». Воспитатель перечисляет предметы: котелок, ручка, спички, пульт, фонарик, палатка, холодильник, карта, кукла, попугай, лопата, рюкзак, диван, машинка, спальный мешок, еда, компас, вода, стол. Дети дружно хлопают в ладоши, если берут названный предмет с собой в поход, и топают ногами, если не берут. Движение до леса. Движение по маршруту парами в колонне, переход проезжей части, выход на полянку леса. Первым идёт инструктор по физической культуре, воспитатель замыкает колонну, в руках у них флажки. Родители также сопровождают колонну детей. Короткая остановка на лесной поляне Беседа на тему «Лес осенью». Дети читают стихотворения о лесе и природе (по выбору), рассказывают об особенностях данного времени года. Воспитатель предлагает полюбоваться красотой природы, послушать звуки леса, рассмотреть деревья, растения, цветы, шишки. Задание «Собери шишки» (сосновые, еловые). Дети наполняют шишками принесённые с собой ведёрки.

Продолжение движения по маршруту. Дети идут небольшими группами, наблюдая за окружающей природой, поведением птиц и насекомых. Привал. Привал можно организовать на берегу водоёма. Дети снимают рюкзаки и отдыхают. Наблюдают за птицами и насекомыми. Эстафеты и соревнования «Передай шишку» (дети, стоя в колонне, передают шишку над головой сзади стоящему ребёнку). «Пронеси жёлудь в ложке» (дети по очереди проносят жёлудь в ложке и передают следующему). «Кто быстрее соберёт ведро с шишками» (дети по очереди собирают и складывают в ведро по одной шишке). «Кто быстрее соберёт букет осенних листьев». «Чья команда сильнее?» (перетягивание каната). Подвижные игры «Найди свой домик». Дети выбирают для себя домики (скамейку, бревно, пенёк). По сигналу выбегают на площадку (полянку) и бегают, изображая бабочек, зайчиков и т.д. По сигналу «Найди домик!» быстро разбегаются, занимая свои «домики». Водящий ловит детей, не успевших забежать в «домик». «Догонялки». Дети выбирают водящего, который их догоняет и осаливает. Самостоятельная деятельность детей: наблюдения за растениями и насекомыми; игры и упражнения: прыжки через скакалки, игры с мячами; рассматривание схемы маршрута похода, определение пути для возвращения в детский сад. Возвращение. Движение по короткому маршруту в детский сад. Отражение впечатлений в детских рисунках. Использование листьев, шишек и желудей в изготовлении поделок и оформлении группы. Методические подсказки Не забываем соблюдать правила: – по улице и дороге дети идут парами, соблюдая правила дорожного движения, а на лесной тропинке и на лугу передвигаются свободно, друг за другом или группируясь по своему желанию; – взрослые во время передвижения держат в поле зрения всех детей. Если часть детей ушла вперёд, подаётся сигнал к остановке (например, свисток), по которому они должны остановиться и быстро собраться; – впереди идущий предупреждает всех об опасности (крутой склон, густой кустарник, ветка дерева и т.д.); – на месте стоянки необходимо следить за самочувствием и настроением детей.

2. ͪОСЕННИЙ ТУРПОХОДͫ Прогулка-поход с детьми старшего дошкольного возраста Время проведения: осень. Место проведения: прогулка в лесной или парковой зоне, за пределами территории детского сада. Задачи: совершенствовать физические качества и двигательные навыки детей; углублять и расширять знания детей об окружающем мире, природе; воспитывать любовь и бережное отношение к растениям и животным; воспитывать дружеские отношения среди детей и взрослых. Особенности проведения: поход организуется совместно с родителями. Заранее определяются «костровые» — 2–3 папы, которые первыми приходят на место привала, выбирают место для костра, заготавливают дрова, пекут картофель, подготавливают место для отдыха детей. Оборудование: рюкзаки и бутылочки с кипячёной водой на каждого ребёнка, мячи, ведёрки, карта маршрута, карточки для дидактической игры. Содержание прогулки Организационный момент. Построение группы на участке детского сада, краткое сообщение о походе в осенний лес. Воспитатель уточняет у детей знание адреса детского сада (район, улицу, дом и номер) и расположение близлежащих социальных объектов. Проверка спортивной экипировки для похода и содержания рюкзачков, правил поведения и безопасности в походе. Рассматривание карты и определение маршрута движения по компасу. Движение по маршруту. Организованное движение парами, затем перестроение в колонну по одному и движение по тропинке до ручья. Небольшой привал на бревне. Наблюдения за осенней природой. Беседа с детьми о погоде, об осенней природе, о звуках леса. Преодоление естественных препятствий. Переход через ручей по мостику. Подъём в горку широким шагом. Спуск с горки лёгким бегом. Привал. Детей встречают папы — «костровые». Организуется общий стол: все пьют чай, едят печёный картофель, общаются. Папы рассказывают об устройстве компаса, его назначении. Мамы пока-

зывают цветы и лекарственные растения, растущие на лесной поляне. Беседа о грибах. Детям загадывают загадку о грибах. Задают вопросы. Например: на какие группы разделяются грибы? Какие съедобные грибы вы знаете? Дидактическая игра «Соберём грибы в корзинку». Воспитатель показывает детям картинки, они называют грибы. Если гриб съедобный — картинка кладётся в корзинку, если несъедобный — откладывается в сторону. Наблюдение за муравейником. Если представится возможность понаблюдать за муравейником, обязательно надо рассмотреть его с ребятами. В процессе наблюдения воспитатель уточняет знания детей о насекомых: из чего строят муравейник, чем питаются муравьи и т.д. Эстафеты и игры «Дострой муравейник». Дети распределяются по двум командам. Соревнуются парами: несут «брёвнышки» до ориентира — «муравейника» — и бегом возвращаются, взявшись за руки. «Муравьиные бега». Дети распределяются по двум командам. Первый ребёнок бежит до ориентира — «муравейника» — и обратно, берёт за руку следующего игрока. Каждый раз к ним присоединяется новый «муравей». Побеждают самые быстрые «муравьи». Игра «Точный глазомер». Участникам предлагается на глаз определить, сколько шагов до дерева. Затем ответы проверяются. Игра «Найди пару». Детям раздают листья деревьев (дуба, осины, берёзы, тополя и др.). Дети должны узнать, с каких деревьев упали эти листья: по сигналу они находят пару — того, у кого такой же лист. Самостоятельная деятельность: сбор шишек, листьев, сухих палочек для изготовления поделок и макетов. Спортивные игры: футбол, бадминтон. Сбор. Перед уходом дети вместе со взрослыми собирают вещи и убирают место стоянки. «Костровые» вместе с детьми тушат костёр — заливают его водой. Возвращение. Дети возвращаются в детский сад по короткому пути. Делятся впечатлениями о походе с детьми других групп, с сотрудниками детского сада. Последующая работа: создание гербария из листьев; составление букета из осенних листьев; рисование осеннего леса; отражение впечатлений о походе в других детских работах; рассматривание фотографий и видеофильма о походе.

3. ͪВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ!ͫ Прогулка-поход с детьми старшего дошкольного возраста Время проведения: зима. Место проведения: прогулка может быть проведена как по территории детского сада, так и за его пределами, например в парке. Задачи: закреплять знания детей об отличительных признаках зимы; расширять представления о жизни птиц зимой; совершенствовать двигательные умения и навыки детей; воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе. Оборудование: план местности с нанесённым на него схемой маршрута похода, детские лопаты, кормушка для птиц, семечки, семена деревьев, санки-ледянки. Содержание прогулки Организационный момент. Воспитатель предлагает детям отправиться в поход в зимний лес (парк). Дети рассматривают план местности и решают, откуда начать поход. Вспоминают правила поведения в походе. Движение до привала. Дети идут друг за другом в колонне по одному. Воспитатель напоминает: дорога незнакомая, чтобы не заблудиться и не потеряться, идти надо друг за другом, след в след, не отставая. Дети наблюдают за зимней погодой, деревьями, птицами. Рассматривают на снегу следы птиц и животных. Игры малой подвижности. «След в след». Впереди идущий прокладывает дорогу, остальные дети идут за ним, стараясь попасть в след предыдущего ребёнка. Воспитатель следит, чтобы дети сохраняли равновесие и не падали. «Протаптывание тропинок». Дети протаптывают тропинки в местах, где по снегу ещё никто не проходил. «Кривые дорожки». Ходьба друг за другом по извилистым дорожкам. Привал. Дети вместе с воспитателем рассматривают карту местности и отмечают, что место привала отмечено крестиком. Воспитатель обсуждает с детьми, что же здесь может находиться. Принято решение: копать клад! Дети находят шкатулку, в которой оказываются семена разных деревьев. Они рассматривают семена и угадывают, каким деревьям они принадлежат.

Воспитатель обращает внимание детей на кормушку, висящую на дереве. Ребята рассказывают о зимующих птицах. Воспитатель предлагает покормить птиц принесёнными с собой семенами. Далее все двигаются по маршруту, отмеченному на карте, и выходят на большую поляну, где расчищен снег для проведения подвижных игр и эстафет. Подвижная игра «Хлопну – не зевай и задание выполняй!». Воспитатель произносит слова «горка», «каток» или «сугроб», и дети выполняют соответствующие движения. «Горка» — дети стоят в паре, лицом друг к другу, держатся за руки и поднимают их вверх. «Каток» — держатся за руки по 4–6 человек и образуют несколько кругов. «Сугроб» — приседают и наклоняют голову, сжавшись в комок. Игры и упражнения «Змейка». Дети встают друг за другом, держатся за пояс впереди стоящего ребёнка. По сигналу двигаются «змейкой» между деревьями и снежными постройками. Ребёнок, разорвавший «змейку», выходит из игры. «Поезд». Дети катаются с невысокой горки по нескольку человек — сидя или стоя, но держат друг друга за пояс. Усложнение: при скатывании дети должны проехать в воротца, поднять одной рукой обруч и т.д. «По дорожке на одной ножке». Соревнование в прыжках на двух или одной ноге. Индивидуальная работа по развитию движений. Ходьба по бревну и прыжки с него развивают чувство равновесия у детей и умение прыгать с возвышенности. Катание с горки на санках-ледянках упражняет детей в скольжении. Методические подсказки «Снежные шары». Дети распределяются по нескольким группам (по 5 человек) и расходятся по всей площадке. По сигналу каждая группа начинает катать снежный ком. Через 3–5 минут подаётся сигнал, и группы подкатывают свои шары к центру площадки. Воспитатель и дети оценивают размеры снежных шаров. Побеждает та группа, которая скатала самый большой шар. «Меткие стрелки». В игре участвуют 3–4 команды, по нескольку детей в каждой. Необходимо подготовить мишени размером 30х30 см из досок или фанеры. В начале игры ребёнок отходит от мишени на пять шагов. По сигналу все игроки каждой команды одновременно бросают снежки в мишени (по одному снежку). Если хоть один снежок попадает в мишень, команда отходит на один шаг назад. Побеждает та команда, которая к концу игры дальше отойдёт от своей мишени.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0