26299

«НАШИ ИМЕНА» Имя даётся человеку с рождения. Его выбирают родители. С самого раннего детства и на протяжении всей жизни человек слышит своё имя. Подрастая, ребёнок часто спрашивает, почему его так назвали, он хочет узнать историю происхождения и значение своего имени. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Название проекта: «Наши имена». 2. Вид проекта: исследовательский. 3. Длительность работы над проектом: 2 недели. 4. Участники: дети 5–6 лет, родители, педагоги. 5. Проблемное поле. Подведение детей к желанию задать вопросы и получить на них ответы: «Откуда берутся имена?», «Меняется ли имя человека со временем?», «Какие одинаковые имена бывают у мальчиков и девочек?» и др. 6. Цель проекта: формирование позитивного отношения ребёнка к себе, обобщение представлений детей о важности имени в жизни человека. Воспитание уважительного отношения детей друг к другу и создание положительного психологического климата в группе. 7. Этапы работы над проектом. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Беседа об именах. «Зачем человеку имя?», «Какие самые распространённые имена?», «Какие редкие имена вы знаете?», «Знаете ли вы, почему вас так назвали?», «Как зовут ваших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек?», «Меняются ли имена со временем?», «Слышали ли вы такие имена: Глафира, Лукерья, Аксинья, Аврора, Фёкла, Агап, Елизар, Иларион?», «Что вы знаете об именинах?», «Знаете ли вы день своих именин?», «Почему у Снегурочки такое имя?», «Вспомните ещё имена сказочных героев (Иван, Маша, Елисей, Федора и др.). Назовите эти сказки». Чтение художественных произведений об именах и с использованием разных имён. Слушание музыкальных произведений с различными именами. Словесные игры: «Необычное имя», «Ласковое имя». Коллективные игры с именами (см. Практические материалы). Творческие задания: «Сочини сказку про своё имя», «Нарисуй свой портрет». ОСНОВНОЙ ЭТАП. Исследование «Самые популярные и редкие имена». Какие имена в нашей группе самые популярные и какие самые редкие? Совместно с педагогом проводится рейтинг имён мальчиков и девочек в группе. С этим предложением можно обратиться в другие группы детского сада. Задание детям. «Узнайте историю своего имени. Почему тебя так назвали?» Заполнение генеалогического древа семьи (можно использовать приложение книги «Моя семья» А.Н. Печерской или сделать его самостоятельно). 1.

Продуктивная деятельность (совместно с родителями): изготовление лэпбука «Я — … » (имя ребёнка). Основные страницы лэпбука: мини-книжка «История моего имени»; фотогалерея «Я расту»; рисунок «Автопортрет»; подвижные детали «Я люблю», «Конверт для пожеланий». Рассказ воспитателя о том, как увековечиваются имена известных и великих людей в названиях улиц, городов и др. Задание: есть ли в нашем городе (селе) улицы, которые названы в честь известных людей? Творческое задание. Предложить варианты оформления именных шкафчиков в раздевальной комнате (фотографии, личные рисунки и др.). ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Презентация результатов исследования об именах в группе и в детском саду. 8. Презентация проекта: семейные презентации именных лэпбуков, выставка лэпбуков группы. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА Игры с именами. Смешные задания. «Слушай имя и играй и задания выполняй», — с этими словами педагог даёт задание детям. Индивидуальные задания: Вовы попрыгали на одной ножке, Лены захлопали в ладоши, Серёжи затопали ногами, Марины присели и др. Парные задания: Миша и Таня взялись за руки и станцевали, Витя и Костя взялись за руки и попрыгали, Настя и Артём сыграли в ладошки. «Я здесь!» Дети становятся в круг. Педагог начинает игру и называет два имени (девочки и мальчика). Дети, чьи имена назвали, кричат: «Я здесь!» — и меняются местами. Педагог старается занять свободное место. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим, если из двух названных имён есть только один с таким именем, он кричит «Я здесь» и остаётся на месте. Имя — мяч. Дети становятся в круг. Педагог начинает игру словами: «Мяч скорее ты лови, как зовут тебя, скажи», бросая при этом мяч одному из игроков. Ребёнок ловит мяч и называет своё имя. Затем он бросает мяч другому ребёнку, при этом снова произносятся слова: «Мяч скорее ты лови, как зовут тебя, скажи» и т.д. Ласковые имена. Дети садятся в круг. Каждый ребёнок по очереди называет своё имя, остальные называют ласковые производные его имени. Игра имеет важное значение для создания психологического комфорта в группе. Технология изготовления лэпбука. Лэпбук (lap — колени, book — книга), дословно лэпбук — это книжка на коленях. Встречаются и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребёнок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определённой теме.

«МОЯ СЕМЬЯ, МОЯ РОДОСЛОВНАЯ» Интерес к своему прошлому, своим корням, знание того, откуда ты родом, надо формировать с детства. Для детей дошкольного возраста эта тема трудная в понимании родства членов семьи, но в то же время очень близкая, так как папа, мама, бабушка, дедушка — это люди, которые всегда рядом. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Название проекта: «Моя семья, моя родословная». 2. Вид проекта: исследовательский. 3. Длительность работы над проектом: 2 недели. 4. Участники проекта: дети 6–7 лет, педагоги, родители. 5. Проблемное поле формируется на содержании ознакомления дошкольников с темой «Семья» и на основе вопросов, сформулированных детьми вместе с воспитателем: «Что такое родословная семьи?», «Кто такие родственники?», «Кем работали мои бабушки, дедушки?», «Кто такие крёстные?», «Что такое генеалогическое древо семьи?», «Что означают слова: предки, традиции?» и др. 6. Цель проекта: способствовать закреплению интереса к родословной своей семьи, расширить знания детей о профессиях и труде бабушек и дедушек. Воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, к семейным традициям. 7. Этапы работы над проектом. Исследовательский проект «Моя семья, моя родословная» организуется в двух пространствах — в детском саду со всей группой детей и дома, в семьях, где каждый ребёнок со своими родителями исследует свой вопрос в рамках единой темы. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Для родителей: подобрать полезную информацию по теме проекта, провести консультации, родительские собрания, оформить уголок родителей советами: «Как знакомить дошкольников с родословной», «Как составить генеалогическое древо семьи» и др. ОСНОВНОЙ ЭТАП. В детском саду проводятся занятия и экскурсии, на которых дети изучают историю быта русского народа. Чтение художественных произведений; рассматривание репродукций картин, фотографий, альбомов. Беседа о семейных праздниках и традициях. Сюжетно-ролевые и словесные игры. Рисование «Моя мама лучше всех», «Наша семья». Изготовление подарков к праздникам. Дома родители беседуют с детьми о том, какая у них семья, что они делают вместе, как помогают, заботятся и любят друг друга; рассматривают фотографии членов семьи, ребёнок называет их имена и отчества, рассказывают о профессиях родственников. Оформление родословной — генеалогического древа семьи. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Организация выставки детских работ и подготовка презентаций. 2.

8. Презентация проекта. Защита проектов. По согласованию с родителями проводятся презентации семейных проектов, на которых ребёнок с помощью родителей рассказывает о своей семье с демонстрацией созданной продукции (альбом, макет, герб семьи, генеалогическое древо семьи, видеофильм и др.). ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА Чтение художественной литературы. С. Баруздин «Мамина работа», Р. Гамзатов «Мой дедушка», Анне-Катрине Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик», В. Драгунский «Моя сестрёнка Ксения», Н. Носов «И я помогаю», Э. Мошковская «Про бабушку», В. Осеева «Сыновья», Н. Матвеева «Синяя чашка», К. Паустовский «Тёплый хлеб», С. Маршак «Сказка об умном мышонке», В. Катаев «Цветик-семицветик», Е. Пермяк «Мамина работа», Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла», О. Бундур «Как папа жил в детстве», Я. Аким «Моя родня», Е. Стеквашова «Сестрёнка», А. Шибаев «Кто играет?». Рассказывание. В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», Ш. Перро «Красная Шапочка», Т. Шорыгина «Родные сказки». Вопросы для бесед с детьми Как вы думаете, что такое семья? (Семья — это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.) Как вы думаете, все семьи одинаковые? Или, может быть, они разные? Чем они отличаются? (Семьи все разные: бывают большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью, они живут в разных домах, в разных квартирах.) Какая должна быть семья? Какие слова, какие определения мы можем подобрать к слову «семья»? (Дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, ласковая.) Назови имена всех членов твоей семьи. Какие обязанности у каждого члена твоей семьи? Расскажи, как ты помогаешь маме по дому. Что входит в твои обязанности? Какие твои поступки или действия, на твой взгляд, могут обрадовать маму, огорчить, удивить, рассердить? Игры-драматизации по мотивам литературных произведений: «Как вести себя у бабушки и дедушки» (Г. Шалаева), «Обычная старушка» (В. Осеева). Словесные игры по типу «Закончи предложение»: «Любимый праздник в нашей семье — это…», «В нашей семье любят…», «В нашей семье есть правило — это…» и т.п. Вернисажи совместного творчества детей и родителей на темы: «Герб нашей семьи», «Наш семейный досуг», «Наши семейные традиции», «Портрет моей мамы», «Дом, в котором я живу!», «Моя семья!» и другие семейные проекты в форме коллажей, дружеских шаржей и пр.

«ПОЧЕМУ БЫЧОК КАЧАЕТСЯ?» В предметной среде группы важно предоставлять детям специальные материалы и игрушки, стимулирующие их познавательный интерес и активность. Мы предлагаем обратить внимание педагогов на динамические игрушки, а точнее, народные деревянные игрушки, которые и сегодня не утратили своей привлекательности и ценности. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Название проекта: «Почему бычок качается?» 2. Вид проекта: исследовательский. 3. Длительность работы над проектом: 1–2 недели. 4. Участники проекта: дети 5–7 лет, а также вовлекаются дети 3–5 лет и родители воспитанников. 5. Проблемное поле. Внести русскую народную игрушку, например бычка, шагающего по дощечке, и предложить детям поиграть с ним. Вместе с детьми понаблюдать за движениями бычка и задать вопросы: «Почему он шагает?», «А если его поставить на стол, он будет шагать?», «А по песку он будет двигаться?». Поощрять детей задавать вопросы и пробовать разные действия с бычком. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы у них возникло желание узнать, почему бычок движется. Если бычок им уже знаком, то можно предложить другую игрушку, например Буратино на турнике. 6. Цель проекта: развивать познавательные способности детей, учить устанавливать простые связи между собственными действиями и движением предмета. Включать детей в практические эксперименты, которые побуждают задуматься: «Что будет, если я сделаю так?» Воспитывать интерес к народным игрушкам, народным промыслам России. 7. Этапы работы над проектом. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Предложить детям поиграть в динамические народные деревянные игрушки (3–4 вида). Обратить внимание на особенности движения игрушек и их внешний привлекательный вид. Выбирать надо более сложные игрушки, учитывая возраст детей. В совместных играх воспитатель подводит детей к решению: познакомиться с другими деревянными народными игрушками, которые также можно приводить в движение, организовать интерактивный мини-музей игрушек и пригласить в него младших детей. Участники проекта намечают план работы: обратиться к родителям и узнать, что они знают о народных динамических игрушках, принести экспонаты для мини-музея, посетить библиотеку и музей. ОСНОВНОЙ ЭТАП. Воспитатель обсуждает с детьми поступающую информацию, организует экскурсии и встречи со специалистами музея и детской библиотеки, народными мастерами. Привлекает детей к созданию мини-музея: самостоятельно каждый придумывает название и выбирают лучшее из предложенных вариантов, удобно размещают игрушки, под3.

бирают их по направлениям (игрушки-каталки, крутящиеся, качающиеся, лазающие и кувыркающиеся, шагающие игрушки). Воспитатель или родитель в совместной экспериментальной деятельности с динамическими игрушками объясняет детям в доступной форме причину их движения, например: в неваляшке «Ванька-встанька» в нижней части размещён грузик (утяжелитель), чтобы при покачивании неваляшка всегда принимала вертикальное положение. Или акробат, кувыркающийся по лестнице, — он делает эти движения под воздействием силы тяжести. Обязательно стоит отметить умелые руки мастеров, которые изготавливают такие интересные игрушки для детей. Педагог проводит с детьми беседы о разных народных промыслах: богородская игрушка, городецкая игрушка, новинская игрушка, федосеевская игрушка и др.; организует детско-родительскую творческую мастерскую по изготовлению народных игрушек из картона с движущимися деталями. Это могут быть богородская игрушка «Кузнецы», игрушки-дергунчики на палочках или на верёвочках и т.д. Предлагает детям игры-соревнования «Чей волчок дольше всех будет крутиться?», «У кого медведь-верхолаз быстрее всех заберётся наверх?», «Чей шарик быстрее прокатится по дорожке кугельбана?» и т.п. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Применение детьми полученных знаний и умений в самостоятельной деятельности и совместном общении с детьми и взрослыми (игры с игрушками, рисование, лепка и аппликация народных игрушек, рассматривание иллюстраций, экспериментирование с динамическими игрушками, рассказывание об игрушках детям других групп и др.). Создание мини-музея народных игрушек. Совместное изготовление игрушки бильбоке с детьми младших групп и игры с ней. 8. Презентация проекта. Дети приглашают детей младших групп в минимузей народных игрушек, рассказывают о них и предлагают малышам поиграть в игрушки. Как вариант можно эффективно использовать такую форму межвозрастного общения: старшие дети распределяются по группам и сами посещают младших детей, приносят с собой несколько игрушек, раскладывают, показывают, рассказывают о них и вместе играют. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА Динамические игрушки. Игрушки, которые отображают различный характер движения предметов (качение, вращение, хождение, кувыркание). Играя в такие игрушки, дети узнают о механическом движении, видят результаты своих действий в движениях игрушек. Динамические народные деревянные игрушки для детей. Игрушки на колёсах, которые ребёнок толкает перед собой с помощью ручки-палочки или тянет за верёвочку, например бабочка с «порхающими» крыльями или барабанчик, в котором перекатываются шарики; петрушка-девочка, петрушка-мальчик; шагающий по дощечке бычок, скачущая белка, утята, идущие гуськом, шагающий человечек; лошадка-каталка и др.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0