3 СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка....................................................................4 1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность программы ........................................................................................5 1.3. Цель и задачи реализации программы ........................................... 6 1.4. Принципы и подходы к реализации программы ...........................8 1.5. Образовательные области, в рамках которых реализуется программа................................................................... 14 1.6. Планируемые результаты освоения программы ........................... 17 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Учёт особенностей развития детей 4–7 лет в процессе обучения английскому языку .............................................................................. 20 2.2. Описание курса Cheeky Monkey ...................................................... 23 2.3. Тематическое планирование образовательной деятельности в рамках курса Cheeky Monkey ....................................................... 25 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Материально-техническое обеспечение курса Cheeky Monkey ..... 27 3.1.1. Основные дидактические материалы курса ......................... 27 3.1.2. Дополнительные дидактические материалы курса.............. 29 3.2. Научно-методическое обеспечение программы ........................... 30 3.3. Кадровое обеспечение программы ................................................ 34 3.4. Время и сроки реализации программы ......................................... 34 3.5. Перспективный план взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников .......................................... 35 Литература ................................................................................................. 37 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематическое планирование образовательной деятельности, реализуемой в рамках курса Cheeky Monkey 1....................42 Тематическое планирование образовательной деятельности, реализуемой в рамках курса Cheeky Monkey 2....................60 Тематическое планирование образовательной деятельности, реализуемой в рамках курса Cheeky Monkey 2 Плюс .......... 90 Тематическое планирование образовательной деятельности, реализуемой в рамках курса Cheeky Monkey 3 .................. 104 Тематическое планирование образовательной деятельности, реализуемой в рамках курса Cheeky Monkey 3 Плюс ........ 144
4 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Парциальная программа адресована воспитателям, преподавателям и специалистам-педагогам, обучающим детей 4–7 лет английскому языку в дошкольных образовательных организациях, а также в кружках, студиях и т.п. Программа курса обучения английскому языку Cheeky Monkey (издательство «Русское слово») входит в Программно-методический комплекс дошкольного образования «Мозаичный ПАРК». Парциальная программа курса разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации» иФедеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Курс обучения английскому языку Cheeky Monkey направлен на решение задач создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития инициативы, способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Курс обучения дошкольников английскому языку Cheeky Monkey разработан преемственно по отношению к УМК «Английский язык» авторов Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой и др. (издательство «Русское слово»), входящему в систему «Начальная инновационная школа», а также по отношению к другим системам начального общего образования. Основанием преемственности являются требования ФГОС ДО к результатам освоения программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Курс обучения дошкольников английскому языку Cheeky Monkey носит инновационный характер, так как в системе работы задействованы интегративно-дифференцированные методы и способы обучения детей английскому языку. Интегративные методы реализуются путём использования мультисредовой игровой интеракции и билингвальных сюжетно-ситуативных приёмов сотворчества, направленных на коммуникативно-личностное, познавательное, социально-регулятивное и художественно-эстетическое развитие. Дифференцирован-
5 ные методы реализуются через индивидуальный подход к ребёнку, осуществляемый в условиях коллективных форм обучения, что открывает возможности для позитивной социализации дошкольника и его личностного развития. Проводимые занятия по английскому языку согласно образовательному курсу Cheeky Monkey являются более гибкими (по сравнению с традиционными формами работ), разнообразными по целям и задачам, вариативными по формам и методам преподавания, насыщенными по использованию новейших технических средств. Примечательно, что в данном курсе всесторонне и полно реализованы принципы совместной деятельности педагога, родителей и детей. 1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность Теорией и практикой образовательной деятельности доказано, что изучение иностранных языков в раннем детстве полезно и эффективно. Безусловно, это наилучшее время для начала обучения языкам, поскольку является активным сензитивным периодом в жизни подрастающего человека, и овладение иностранным языком в этом возрасте осуществляется достаточно быстро и эффективно. Дети дошкольного возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные факторы теряют свою силу. Следующаяпричина, котораяпозволяет этот возраст считать предпочтительным для занятий иностранным языком, связана с коммуникативными потребностями детей. В дошкольный период словарный запас ребёнка в родном языке чрезвычайно ограничен, так же как и его речевые потребности: сфер общения у маленького ребёнка меньше, чем у старшего, ему еще не приходится решать сложные коммуникативные задачи. А значит, овладевая иностранным языком, он не ощущает серьёзного разрыва между возможностями в родном и иностранном языке, и чувство успеха у него более яркое, чем у детей старшего возраста. В дошкольном возрасте у ребёнка ещё мало штампов речевого поведения, ему легко по-новому «кодировать» свои мысли, он не испытывает трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Если система обучения иностранному языку построена грамотно, то успех в овладении иностранным языком
6 и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения любого языка обеспечены практически всем детям. Важным аргументом в пользу овладения иностранными языками в дошкольном возрасте является доказанность того факта, что иноязычное обучение развивает умственные способности ребёнка и благотворно сказывается на его эмоциональном и нравственном совершенствовании, развитии внимания, памяти, воображения и образного мышления. Более того, овладение основами иноязычной речи направлено также на развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, индивидуальных интересов детей и развитие их творческой активности и общекоммуникативных способностей. Последний факт является важным аргументом в пользу раннего овладения детьми дошкольного возраста иностранным языком. Дети изучают иностранный язык не только как новое средство общения, но и как средство приобщения к другой культуре. Это значит, что обучение иностранному языку приобретает поликультурный характер. Таким образом, целесообразность раннего обучения иностранным языкам очевидна и в настоящее время не вызывает сомнения. Образовательная деятельность по овладению иностранным языком носит развивающий интегративный характер, а важным результатом подобного обучения является комплексный аксиологический образовательный эффект, достигаемый в познавательной, эмоциональной и практической сфере личности ребёнка. 1.3. Цель и задачи реализации программы Иноязычное дошкольное образование — это целенаправленный комплексный процесс обучения, развития, познания и воспитания личности дошкольников посредством иностранного языка; это передача культуры, направленная на преобразование дошкольника в процессе овладения им иностранным языком. Важным ориентиром дошкольного образования является формирование будущего человека как индивидуальности, развитие его духовных сил, способностей, возвышение потребностей. Целью реализации программы обучения английскому языку детей дошкольного возраста Cheeky Monkey является создание условий для овладения детьми английским языком как средством развития коммуникативных способностей детей, как инструментом их широкого взаимодействия с миром, обеспечения практики в разных видах деятельности и реализации творческой активности. В общем и целом
7 обучение согласно настоящей программе направлено на формирование основ иноязычной коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста в условиях развития самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение к миру. Для достижения сформулированной цели необходимо решить ряд конкретных задач, которые подразделяются на практические, развивающие, воспитательные и общеобразовательные. Практические задачи: • формировать у дошкольников навыки и умения самостоятельного решения простейших коммуникативно-речевых задач на английском языке; • научить детей понимать на слух несложную, вполне доступную по содержанию англоязычную речь; • формировать навыки и умения приблизительно правильного с фонетической точки зрения оформления своей речи на английском языке; • научить детей самостоятельно употреблять и понимать наиболее частотные несложные лексические единицы и грамматические структуры, необходимые для овладения коммуникативной тематикой. Развивающие задачи: • развивать психические функции ребёнка (восприятие, внимание, языковая память, воображение, основы языкового мышления и др.) через процесс овладения иностранным языком; • развивать специальные способности, необходимые для обучения иноязычному общению: фонематический слух, имитационные способности, способность к догадке и различению; • способствовать становлению самостоятельности дошкольников и саморегуляции их собственных действий; • развивать творческую активность учащихся и их речевую культуру. Воспитательные задачи: • воспитывать у детей дошкольного возраста устойчивый интерес к изучению английского языка; • формировать экологическую культуру и стремление к здоровому образу жизни;
8 • воспитывать средствами английского языка чувство патриотизма, толерантности и эмпатии; • формировать уважительное отношение к людям, чувство товарищества и дружбы; • развивать позитивные установки к различным видам труда и творчества; • формировать готовность к обучению в школе. Общеобразовательные задачи: • развивать интерес и любознательное отношение к тому, что связано со страной изучаемого языка; • расширять представления ребёнка об окружающем мире посредством дополнительной лингвострановедческой информации; • формировать представления о поликультурном мире и чувство осознания самих себя в нём; • расширять кругозор дошкольников, формировать их когнитивную инициативу, пополнять их знания о сверстниках в стране изучаемого языка. 1.4. Принципы и подходы к реализации программы Образовательный процесс, реализуемый в рамках курса Cheeky Monkey, строится с опорой на интегративный, индивидуально-дифференцированный и коммуникативный подходы. Интегративный подход Известно, что развитие ребёнка в дошкольный период как субъекта посильных видов деятельности должно быть системным, целостным и преемственным. Интегративный подход способен обеспечить названную целостность и предоставить возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка. Следует отметить, что интегративный подход соотносится с возрастными особенностями дошкольников, поскольку детям данного возраста свойственно нерасчленённое восприятие мира. Использование данного подхода делает процесс обучения английскому языку оптимальным. Интеграция иностранного языка с другими предметами позволяет облегчить усвоение детьми иноязычного материала, а также предоставляет возможность параллельно приобрести знания по другим предметам.
9 Cheeky Monkey является комплексным образовательным курсом. В рамках названного курса интегративные связи представляют собой опору для полноценного восприятия и понимания новых знаний, формирования навыков и развития умений, а также позволяют обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт, обеспечивая полноту знания. Интегративные связи способствуют интенсификации обучения иностранному языку, которая выражается в следующем: повышается интерес к изучению предмета (повышается коммуникативная мотивация); активизируется речемыслительная деятельность; совершенствуются речевые умения; формируется познавательная самостоятельность детей; расширяется кругозор обучаемых. В содержание обучения английскому языку включены элементы содержания по другим дисциплинам, например предметам художественного цикла (рисование, аппликация и т.д.). Интегративный курс английского языка и художественного развития, безусловно, обладает большим потенциалом, поскольку позволяет сочетать изучение языка с выполнением предметной деятельности, в ходе чего происходит развитие художественных способностей через средства иностранного языка. В содержание обучения английскому языку также интегрированы материалы естественно-научного характера. Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Индивидуально-дифференцированный подход Необходимость реализации индивидуально-дифференцированного подхода к процессу обучения английскому языку дошкольников связана с объективно существующими противоречиями между общими для всех детей образовательными целями, содержанием обучения, с одной стороны, и индивидуальными возможностями каждого ребёнка, с другой; а также между коллективной формой педагогического процесса и индивидуальным характером усвоения познавательного материала каждым дошкольником. Такого же рода объективные противоречия существуют между целями, содержани-
10 ем, формами обучения и индивидуальными склонностями, способностями и интересами детей дошкольного возраста. Индивидуально-дифференцированная система обучения английскому языку, предполагающая групповое обучение с учётом личностных особенностей детей, в полной мере представлена в курсе Cheeky Monkey. В названном курсе предложены вариативные способы педагогического воздействия на обучаемого с учётом его индивидуальных особенностей, реализуемых в ходе коллективного взаимодействия детей по овладению английским языком. Применение комплекса указанных мер способствует созданию условий для естественного индивидуального личностного роста каждого дошкольника в ходе овладения английским языком. Следует отметить, что при изучении английского языка индивидуален не только процесс овладения (у каждого ребёнка разные способности, а следовательно, и свой темп продвижения), но и объект усвоения. Речь любого обучаемого независимо от возраста и языка индивидуальна, по крайней мере, по трём параметрам: сугубо индивидуален механизм мотивации речи (то, что волнует одного ребёнка, оставляет равнодушным другого); индивидуально содержание речевого высказывания (дети в речи выражают самих себя); наконец, индивидуален способ формулирования мысли (одна и та же мысль разными детьми выражается разными речевыми средствами). Для того чтобы ребёнок мог проявить свою индивидуальность, на занятиях действуют два правила: правило избыточности подачи материала и правило отсроченности результатов его усвоения. Это значит, что в рамках одного и того же упражнения детям всегда предоставляется право выбора, т.е. возможность выбрать те или иные речевые средства в соответствии со своими потребностями, возможностями, настроением и т.д. Коммуникативный подход Развитие речевой деятельности на английском языке детей дошкольного возраста является одной из важных задач, реализуемых в рамках курса Cheeky Monkey. Известно, что владение связной речью имеет большое значение для формирования личности ребёнка, его социализации, во многом определяет его дальнейшую успешность, в частности — на начальном этапе обучения в школе. Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоением культуры общения и этикета, воспитанием толерантности. Коммуникативная деятельность включается во
11 все виды детской активности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности. Коммуникативный подход к процессу обучения английскому языку, реализуемый в рамках курса Cheeky Monkey, способствует более эффективному формированию у детей дошкольного возраста иноязычных навыков и умений, установлению между детьми положительных контактов, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и на взаимной симпатии, развивает эмоциональную отзывчивость. Коммуникативные технологии помогают детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности, помогают также объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки и пр. Здесь же заметим, что речевая деятельность ребёнка дошкольного возраста направлена на удовлетворение его потребностей в эмоциональном общении и ориентирована на достижение коммуникативных целей. Материалы курса Cheeky Monkey выстроены таким образом, что в каждом отдельном случае детская речевая деятельность обусловлена коммуникативной ситуацией, которая, в свою очередь, выступает как стимул, вызывающий потребность в общении и побуждающий ребёнка к естественной речевой активности. Таким образом, в мотивированных для ребёнка ситуациях он учится общаться, активно усваивая коммуникативный материал. В образовательной деятельности представленные выше подходы реализуются с опорой на принципы, которые подразделяются на следующие две основные группы: • общедидактические принципы, • методические принципы. Общедидактические принципы представляют собой совокупность общих руководящих идей, исходных нормативных требований к организации образовательного процесса, которые учитываются во всех его компонентах. Курс английского языка Cheeky Monkey выстроен согласно следующим общедидактическим принципам: • принцип интегративности предполагает овладение дошкольниками способами общения на родном и иностранном языках на межпредметной и междеятельностной основе при условии чёткого определения интегративного базиса обучения, выявления интегративных связей на уровне целеполагания, содержания и технологии развивающего обучения. Организация обучения детей иностранному языку на интегративной основе способствует более гармоничному развитию личности дошкольников и формированию их готовности к школьному обучению;
12 • принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей: в рамках обучения английскому языку происходит обогащение опыта сотрудничества ребёнка-дошкольника, а также наращивание у него опыта дружеских взаимоотношений со сверстниками и корректного взаимодействия со взрослыми; • принцип формирования положительной самооценки у ребёнка предполагает, что в процессе овладения английским языком у детей происходит развитие уверенности в себе, осознания роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником; • принцип воспитания и всестороннего развития в обучении позволяет развить у детей интерес к окружающему миру, сформировать познавательную любознательность, выработать трудолюбие, развить значимые навыки и умения (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности и т.д.; • принцип положительного эмоционального фона обучения осуществляется путём создания атмосферы максимального раскрепощения, при которой ребёнок признаётся полноценным участником образовательных отношений; • принцип научности и доступности обучения выражается в соблюдении научных позиций при отборе содержания обучения английскому языку и методов обучения, которые соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста, уровню их развития и индивидуальным особенностям; • принцип игровой основы обучения способствует развитию у детей через использование сюжетно-ситуативных форм работы произвольного внимания, повышает мотивацию к деятельности, помогает в успешном запоминании иноязычного материала; • принцип активности: каждый ребёнок является активным участником процесса обучения английскому языку, и каждый ребёнок вовлечён в интеллектуальную, эмоциональную, речевую активность, которая способна обеспечить благоприятные условия для развития и успешной социализации детей; • принцип наглядности: данный принцип реализуется путём использования различных видов наглядности, например: картинок, фотографий, элементарных схем, игрушек, аудио- и видеоматериалов и т.д. Использование вариативных форм наглядности мобилизует психическую активность детей, вызывает интерес к занятиям, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения.
13 Помимо общедидактических принципов, в основу процесса обучения детей дошкольного возраста английскому языку на основе курса Cheeky Monkey положен ряд методических принципов. Названные принципы представляют собой исходные, базовые положения, в которых отражаются особые, присущие процессу овладения иностранным языком существенные стороны познавательной и практической деятельности. Методические принципы определяют цели, содержание, методы и организацию обучения и проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности. В нашем случае принципы призваны определять стратегию и тактику обучения иностранному языку на дошкольном образовательном этапе практически в каждой точке учебного процесса. Курс английского языка Cheeky Monkey выстроен согласно следующим методическим принципам: • принцип опоры на родной язык предполагает использование родного языка в методически обоснованных ситуациях, в частности, при контроле понимания нового материала, при проведении лингвистических, социокультурных, лингвострановедческих и т.д. параллелей между родным и иностранным языками и культурами с целью установления общих закономерностей и отличий; • принцип сознательности предполагает выполнение детьми осознаваемых операций с языком, которые выступают в качестве ориентировочных опор учебных действий и которые способствуют элементарной систематизации усвоенного языкового материала; повышает интеллектуальный потенциал занятий английским языком; • принцип культуросообразности: при обучении английскому языку происходит приобщение детей к социокультурным нормам, традициям своей и англоязычных стран; при обучении дошкольников используются аутентичные стихи, считалочки, рифмовки, народные песни и игры; применяются лингвострановедческие материалы, которые обогащают опыт ребёнка, расширяют его кругозор, способствуют развитию речевых навыков и умений, накоплению лексического запаса, а также вызывают интерес и потребность к дальнейшему изучению английского языка; • принцип овладения иностранным языком через общение: на занятиях английского языка создаются условия общения, адекватные реальным, что обеспечивает успешное овладение речевыми умениями и их дальнейшее мотивированное и адекватное использование детьми в условиях реальной речевой деятельности; успешная
14 реализация данного принципа во многом зависит от умения учителя создать благоприятный психологический климат и быть настоящим речевым партнёром; • принцип концентричности в обучении предполагает повтор коммуникативной тематики на последующих этапах обучения; таким образом, усвоенный ранее детьми языковой, речевой и лингвострановедческий материал вовлекается впоследствии в другие коммуникативные темы и ситуации и прорабатывается на более высоком уровне сложности; • принцип сюжетно-ситуативной организации учебного материала: иноязычный материал группируется вокруг той или иной игровой ситуации общения, которая входит структурным элементом в сквозной сюжет курса; • принцип комплексной организации учебного материала реализуется путём объединения материала в тематические блоки (например, «Семья», «Еда», «Животные» и т.д.), причём лексикограмматический материал новой темы тренируется и закрепляется вместе с учебным материалом уже изученной темы; таким образом, в каждой последующей теме закрепляются лексические единицы и речевые образцы предыдущей и вводятся новые; • принцип «минимакса» заключается в реализации технологических ориентиров, предполагающих введение минимального количества лексических и грамматических единиц и максимальную их тренировку на занятии; • принцип функциональности реализуется путём отбора учебного материала согласно тем сферам коммуникации, темам и ситуациям, которые являются актуальными для дошкольников; названный принцип помогает сделать учебный процесс практико-направленным и мотивированным. 1.5. Образовательные области, в рамках которых реализуется программа Настоящая парциальная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей средней, старшей и подготовительной к школе групп и направлена на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, моральных, эстетических, физических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
15 Программа реализуется в следующих образовательных областях: • социально-коммуникативное развитие, • познавательное развитие, • речевое развитие, • художественно-эстетическое развитие, • физическое развитие. Изучение иностранного языка способствует более глубокому знакомству с другими культурами, пониманию межкультурных различий, развитию толерантности как черты характера, необходимой для формирования гармоничной целостной личности в современном поликультурном обществе. Национальное сознание, культура межнационального общения и взаимодействия закладываются с самого раннего возраста и являются составной частью воспитательно-образовательной работы с детьми. Социально-коммуникативное развитие, осуществляемое в рамках курса английского языка Cheeky Monkey, направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие, реализуемое средствами курса английского языка Cheeky Monkey, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); формирование элементарных знаний о малой родине, Отечестве, странах изучаемого языка; овладение первичными представлениями о социокультурных ценностях нашего народа и народов других стран, многообразии стран и народов мира, о традициях и праздниках своей страны и стран изучаемого
RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0